Стоявшему у истоков посвящается…

 

Андрей Манойлов, рассудительный такой,

Спокойный как атлант, что Землю подпирает.

В час испытаний смелый был с лихвой,

А смелость никогда не умирает.

                                                              Волкова А.З.

 

Ему было 49, когда оборвалась его жизнь. Свой полувековой юбилей Андрей Пантелеевич Манойлов, так и не отпраздновал, но успел стать частью истории Республики, во имя которой до последнего удара сердца трудился, отвоевывал её независимость. Человек – легенда, исключительный семьянин, преданный друг и настоящий патриот своей страны. 15 октября 2020-го, в год, когда созданное при его участии государство отметило тридцатилетие, Андрею Пантелеевичу исполнилось бы 75 лет. И, если бы не трагическая смерть, то он и сегодня, наверняка, стоял бы в ряду активистов.

«Запомнился Андрюша именно своей активной жизненной позицией и своей прямолинейностью. Не взирая на чины, звания, авторитеты, он говорил то, что считал нужным говорить, говорил прямо», – вспоминает о Манойлове его соратник Владимир Рыляков, который вместе с ним отстаивал Республику.

Андрей Пантелеевич – коренной тираспольчанин, совсем не избалованный жизнью. Рано начал работать, чтобы помочь семье в тяжелые послевоенные годы. Простой автослесарь, как говорят, из народа, но с характером лидера. Сначала он управлял большими машинами и возил важные грузы. А позднее возглавил уже одну из бригад в «Тираспольтрансе», которой не просто руководил, он переживал за каждого, кто трудился под его началом.

 «У него от природы был ум экономиста. Я помню из моего детства, как я прибегала из школы, там с репетиции. Мы вечером ужинали, убирали с мамой кухню, и папа садился пересчитывать все зарплаты своих камазистов, всей бригады. Не дай бог, чтобы какой-то бухгалтер обидел его ребят. Он просчитывал всё досконально, чтобы ни копеечки не ушло никуда», – рассказывает об отце дочь Андрея Манойлова – Елена.

В начале 90-х, когда со стороны Молдовы оказывалось жёсткое давление, Андрей Пантелеевич стал одним из лидеров народного движения. Интересы родной страны защищал, будучи членом Объединенного Совета трудовых коллективов, а спустя еще немного времени, Манойлов был избран депутатом Верховного Совета. Имея столько почетных регалий, никогда не кичился, не пользовался никакими льготами, жил очень скромно и помогал всем, кто к нему обращался.

С участием Андрея Пантелеевича был организован и проведен первый в истории Приднестровья съезд депутатов всех уровней, а затем и всенародный референдум о сохранении СССР. Манойлов также входил в состав различных комиссий и возглавлял делегации, с которыми ездил по миру и рассказывал о Приднестровье, о желании молодой Республики жить в мире, где нет национализма.

 «Забастовка же была, нами стали интересоваться партийные организации Москвы. В частности, московская партийная организация попросила, чтобы прислали бригаду такую, чтобы они разъяснили, что творится в Молдавии. В Москве нас приглашали по предприятиям, по учебным заведениям и прочее, мы выступали перед трудящимися, учащимися и военными», – делится воспоминаниями, стоявший у истоков образования ПМР, Виктор Арестов.

По его словам, Андрей Манойлов горячо верил в свою правоту и готов был  идти к цели до конца. Так было и при создании различных органов и институтов государственной власти. Именно его усилиями в Приднестровье была сформирована система госконтроля.

А позднее, когда в Молдове арестовали Игоря Смирнова, тогда еще Председателя ПМССР, руководство зарождавшегося государства было временно передано тоже ему – Андрею Манойлову. И он не подвел. Вместе с другими основателями Республики вёл переговоры с молдавской стороной, принимал решительные меры, координировал акция протеста, требуя отпустить приднестровских активистов. Спустя месяц этой серьезной борьбы Смирнова и других задержанных депутатов, на которых велась в то время охота, освободили.

Когда агрессия молдавских националистов начала зашкаливать, Андрей Манойлов настоял на создании органа, который стал бы щитом и мечом молодой Республики. С его лёгкой руки было создано Управление Республиканской безопасности. Опыт Андрея Манойлова помог при формировании его структуры и при подборе кадров.

«Поблажек он не давал, не любил националистов, был предан своему делу, с большой ответственностью относился, был честным, справедливым», – говорит о Манойлове ветеран органов госбезопасности, Олег Федосеев.

Первым результатом деятельности Управления был разгром террористической группы «Бужор», совершившей убийства государственных деятелей: Николая Остапенко и Александра Гусара. Это, по сути, было боевое крещение первых чекистов Приднестровья, а скоротечность и результативность этой операции показали способность молодой Республики решать и такого рода задачи, что вынудило Молдову снизить активность, а затем и вовсе отказаться от проведения диверсионно-террористических акций на территории Приднестровья.

В конце 1991 года Манойлов был назначен Полномочным представителем Президента на Дубоссарском направлении. Там, в Дубоссарах, Манойлов, в буквальном смысле этого слова, жил на боевых позициях. Собирал разведданные, координировал действия разрозненных отрядов.

Позднее, в 2010 году, через 15 лет после смерти Андрея Манойлова, его именем назовут Дубоссарскую погранкомендатуру. По роковому стечению обстоятельств профессиональный водитель попадет в автомобильную аварию. А дальше – операционный стол и остановка сердца.

Его не стало 14 сентября 1995 года. Он не дожил всего месяц до своего пятидесятилетия. Имя Андрея Пантелеевича увековечено на зданиях Министерства госбезопасности и Счетной Палаты. Его фамилию носит одна из центральных улиц в Тирасполе. За заслуги перед страной он награжден знаком «За оборону Приднестровья», медалью «Защитник Приднестровья», орденом Республики, орденом Почёта и множеством других наград. Две из которых – посмертно.

Источник: Пресс-служба МГБ ПМР ; Фото: архив семьи Манойловых