20 декабря 1917 года постановлением Совнаркома была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. За несколько лет руководство молодых советских органов госбезопасности во главе с Феликсом Дзержинским в условиях Гражданской войны и Интервенции создало мощную структуру, которая не только умело противостояла подрывной шпионской деятельности противника, но и сама организовала качественную разведывательную работу на территории неприятеля.
В преддверии праздника Пресс-службой МГБ ПМР подготовлена историческая подборка, отражающая деятельность отечественных органов госбезопасности на берегах Днестра в первые десятилетия своего существования.
С появлением в начале 20-х годов прошлого столетия советской власти на территории Приднестровья, а затем и с образованием МАССР, здесь, в условиях непосредственного приграничного контакта с противником и широко развернувшейся разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб, органы госбезопасности были представлены Иностранным, Контрразведывательным и Особым отделами.
Операция «Скрипачи»
Одна из самых масштабных операций советских спецслужб в 20-30-х гг. на нашей территории против румынской Сигуранцы.
Знаменита эта операция и тем, что с ней связан легендарный Лёва Задов – бывший соратник Батьки Махно, по всей видимости внедренный в его окружение по заданию ЧК.
Именно при его участии Одесским и Тираспольским Иностранными отделами ОГПУ была разработана активная фазы операции. Румынская спецслужба поверила в «легенду» о том, что в Одессе формируется подпольный махновский центр, готовящий восстание против советской власти. Агенты Сигуранцы, направляемые в Союз, задерживались советскими чекистами, в том числе и в Тирасполе. После перевербовки они возвращались в Румынию, где работали уже на ОГПУ. Многие агенты Задова занимали высокое положение по службе в румынской армии и снабжали чекистов весьма ценной информацией. Благодаря ей были обезврежены десятки нелегалов Сигуранцы, действовавших в СССР.
Родной брат Лёвы Задова – Даниил, взявший фамилию Зотов, долгие годы проживал в Тирасполе и работал оперуполномоченным в Иностранном отделе Управления госбезопасности МАССР и также принимал активное участие в операции «Скрипачи».
Операция «Представительство»
Масштабная разведывательная операция 20-30-х гг. против английской спецслужбы.
Получив в 1927 году от агента сведения о том, что английская спецслужба ищет любые возможности для укрепления своих позиций по Южному региону Украины, Иностранный отдел ГПУ УССР сработал на опережение, создав «липовую» антисоветскую организацию. Её руководителя умело «подставили» иностранной спецслужбе, и со временем он возглавил «украинскую линию» английской разведки в Бухаресте.
Эту роль удачно сыграл одессит Пантелеймон Калюжный под псевдонимом «Консул». На протяжении семи лет он снабжал Лондон дезинформацией, через него также передавали материалы, побуждавшие Англию к сближению с СССР на фоне усиления военного потенциала гитлеровской Германии.
В рамках операции обеспечением переправки через Днестр курьеров для «Консула» занимались Лёва Задов и его брат Даниил Зотов.
Операция продолжалась девять лет, пока британские и румынские спецслужбы не разоблачили советского агента.
Утром 25 июля 1936 года в районе села Карагаш наши пограничники обнаружили на берегу реки трупы нескольких мужчин. В одном из них опознали Калюжного. По всей видимости, британские спецслужбы решили таким образом поставить точку в этой не весьма приятной для себя истории.
Советского разведчика Пантелеймона Калюжного похоронили в Тирасполе. К сожалению, отыскать место его захоронения пока не представляется возможным.
Оперативная игра «Гостиная»
Проводилась Тираспольским Иностранным отделом ОГПУ с 1926 по1935 гг.
Из архивов известно, что в ней был задействован ценный агент «Цензор», в качестве связных использовались его жена Ксения и сестра Мария. Игра помогла разоблачить 76 агентов иностранных спецслужб, собрать информацию о разведдеятельности против СССР с территории сопредельных государств Восточной Европы. Настоящее имя агента «Цензор» до сих пор является государственной тайной.
По данным парижской газеты «Последние Новости» от 8 февраля 1932 года, в Тирасполе советскими органами госбезопасности был раскрыт агент британской разведки «Интеллидженс Сервис» по фамилии Чернов. При аресте у него были найдены секретные советские документы, которые он собирался передать англичанам. Следствие также установило, что за несколько лет до этого в Бухаресте Черновым был убит банкир по фамилии Фиалко. Избежать наказания ему помогли английские спецслужбы, которые после вербовки направили Чернова на нашу территорию в качестве своего агента.
В начале 1928 года советские контрразведчики выявили на территории нынешнего Приднестровья разветвленную шпионскую румынскую организацию. Чекистам стало известно, что на конспиративной квартире проводится их собрание. Поступила команда — шпионов задержать. Шесть членов организации сдались без боя, не было только главаря. Начался обыск. Один из сотрудников подошел к печке, в которой сверкали горячие угли. Вдруг оттуда послышались стоны. Оказалось, румынский шпион пытался там спрятаться. Участников операции охватил смех, когда они вытащили «поджаренного» и дымящегося диверсанта.
25-й Погранотряд на берегах Днестра
Испокон веков наш край был не просто приграничной территорией, но и рубежом цивилизаций. Как нельзя лучше это стало проявляться в XX веке. Вплоть до 1940 года по Днестру проходил кордон, отделяющий Советское государство от территории Бессарабии, захваченной в тот период Румынией.
Невозможно переоценить тот вклад, который в 20-30-е годы внесли советские пограничники в обеспечение государственной безопасности.
В 1921 году Погранвойска стали составной частью ВЧК. С этого момента пограничная служба окончательно преобразуется из фискально-таможенного органа в структуру госбезопасности. Отныне судьба пограничников неразрывно связана с отечественными спецслужбами.
В разгар Гражданской войны контрабандисты пытались вывозить из Советской России золото, драгоценные камни, произведения искусства. Спецслужбы Запада нацеливали свою агентуру на проникновение через наш участок границы для совершения терактов, диверсий, создания подпольных организаций в Советском Союзе.
Из воспоминаний гвардии генерал-лейтенанта в отставке К.Гребенникова:
«Здесь было всё: и косяки контрабандистов и хорошо вооружённые лазутчики, диверсанты, уголовники, бывшая контрреволюция, с ценностями и оружием бежавшая в Румынию. Спокойных ночей не было. И в дождь, и в снег, и зимой и летом – тревоги бросали нас в неизвестность»
Газета «Днестровская правда» от 01.07.1967г.:
«Осень 1921г. По ту сторону Днестра – граница. Там притаились банды белого генерала Пукалова. Как обычно 19 октября пограничники ушли в дозор. И вдруг тишину разорвали винтовочные выстрелы и пулеметные очереди. Завязался тяжелый бой. И враг не выдержал – побежал… В скорбном молчании стояли воины над телами замученных и зверски изрубленных пограничников. На кладбище Паркан герои были похоронены»
Поначалу, в 1921 году охрану границы по Днестру осуществляли наиболее сознательные молодые красноармейцы из 51-й Перекопской дивизии. И только 17 марта 1924 года из Рыбницкого и Тираспольского погранотделений ГПУ был сформирован единый Тираспольский кавалерийский пограничный отряд. Уже через год, данное формирование было переименовано в 25-й Молдавский погранотряд, но уже не кавалерийский, а пехотный. Ему выделен участок границы на территории Дубоссарского, Григориопольского, Тираспольского и Слободзейского районов.
Заставы в ту пору располагались в полуразрушенных брошенных домах, казарм не было вообще. Но несмотря на это пограничники успешно стояли на страже Отечества.
Только с 1925 по 1930 гг. наши пограничники задержали золота, валюты и различных контрабандных товаров на 30 миллионов рублей, пресекли десятки тысяч нарушений границы, уничтожили большое количество банд.
В те тяжелые годы пограничники совместно с чекистами противостояли регулярным вылазкам диверсантов с оккупированного Румынией правого берега.
В феврале 1927 года пограничниками были захвачены агенты румынской Сигуранцы Тодика Гавриил и Батрынча Спиридон, которые на участке Дубоссарской погранзаставы под покровом ночи переправились через Днестр.
В августе того же года в Тирасполе пограничники совместно с чекистами задержали румынского агента по фамилии Кирман. Шпион дал ценные показания, что позволило оборвать ряд связей румынской разведки на нашей территории.
В сентябре 1929 года оперслужбе погранотряда стало известно, что на нашу сторону должен переправиться агент румынской разведки, террорист Биби. Для ликвидации Биби выслали засаду из пограничников Вжесневского, Цыпенко, Обштейна во главе с оперативным помощником коменданта третьей комендатуры Мельтенгофом. Но Биби заметил засаду и открыл стрельбу. Выстрелами Цыпенко и Обштейна он был ранен и доставлен в погранкомендатуру. Там шпион дал ценные показания, благодаря которым удалось раскрыть большую румынскую шпионскую организацию, действовавшую на левом берегу Днестра.
В июне 1940 года после присоединения к СССР территории Бессарабии штаб 25-го погранотряда был перемещен в Кагул. Герои-пограничники Кагульского отряда в боях на реке Прут самоотверженно сражались с румыно-фашистскими захватчиками.
Подвиги старших поколений и примеры беззаветного служения Отечеству всегда остаются путеводной звездой и образцом для каждого сотрудника Министерства государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики.
Только с холодным разумом, горячим сердцем и чистыми руками мы сумеем с честью и достоинством выполнить поставленные задачи по обеспечению безопасности Республики.
Источник: Пресс-служба МГБ ПМР, Объединенный Тираспольский музей; Фото: источника